Психология освоения зарубежных программ по математике

Наша программа глубже, зарубежная шире

Чтобы успеть охватить много тем, приходится жертвовать вниманием к основам (особенно, в геометрии: не изучаются аксиомы и доказательства теорем). У нас многие же запутываются в формулировках определений и теорем, задыхаются теорией, и боятся практики – непосредственного решения задач.

Сравнение двоечников по математике из наших школ и международных школ

note: относится только к неуспевающим именно по каким-то причинам по математике, а не по всем предметам

Просто сравните: чем занимаются дети в "обычных" и в "продвинутых" школах.

"наши" "международные"
Просто двоечники по всем предметам, или немного знают гуманитарные дисциплины, и, возможно, отличники по физкультуре. Иногда, перед экзаменами, у них есть желание догнать, но из-за приученной лени, это почти невозможно. Знают несколько языков и дисциплин (например, психология, социология, история, литература) на высоком уровне. А математику просто запустили до предельного момента. Есть острое желание догнать и они готовы много работать. (И выполнять дз..)

Некоторые типы изучающих математику

Сомневающийся

Его никак не сподвигнуть изучать математику. Вроде бы ученик и не против ее знать, но нет сил собраться, чтобы уже начать решать задачи на высокую оценку. Работоспособность на уроке низкая (пытается отвлечь разговорами, часто выходит, у него куча звенящих-пищащих устройств), домашние работы не делаются (я ж вроде все на занятии понял). И еще школьные учителя не нравятся.

Считаю, что здесь можно и не заставлять их заниматься математикой для высоких результатов до старших классов, пока не будет понятна ее важность. То есть работать в режиме поддержания (даже, например раз в две недели). Пусть посвящают годы средних классов изучению того, что реально интересно. Кстати, и родители в этом своих детей часто поддерживают. А когда в старшем классе «реально прижмет», и нужны будут для поступления высоки баллы, то такие ученики всё хорошо догоняют (правда с нервотрепкой: для себя, родителей, а иногда и преподавателя). Догоняют, потому что у них есть умственный бэкграунд: языки, музыка, ИЗО. Вот почему в международных школах итоговые экзамены сдают все, и с неплохими средними баллами.

Вечно пробующий

Иногда бывает такой тип учеников. Сами по себе эти молодые люди умные: знают несколько языков (в семье говорят на нескольких языках), занимаются каким-то видом спорта, играют на музыкальном инструменте. Но со школьными предметами, которые требуют терпения (а это, естественно, математика и предметы группы Science) – проблема: еле-еле получают положительную оценку. Одна из причин, по которой это произошло: родители давали ребенку очень много всего попробовать, не фиксируя результат. То есть хотел рисовать – сходил на пару занятий – стало не интересно. Хотел изучать каратэ – сходил на пару тренировок – тоже не интересно и т.п. В итоге, после 5-7 таких итераций родители теряют контроль: делай что хочешь, ты уже взрослый, выбирай сам.

Как же мотивировать ребенка на решение сложных задач?

Иногда срабатывает: я даю родителям набор относительно нестандартных задач, которые не засвечены в Интернете и которые, скорее всего, не решат одноклассники. Эти задачи обычно в 1-2 действия. Для их решения требуются не формальные знания, а смекалка (mother wit, shrewdness) Если ученик их решает правильно, то получает хорошую дополнительную награду от родителей (не обязательно деньги, в каждой семье есть уникальные стимулы)))).

Борьба с прокрастинацией

Некоторые люди все делают в последний момент? Это симптом прокрастинации. Мне лично удобно это называть «Цейтнотным мышлением». Просто люди получают адреналин оттого, что до окончания дедлайна осталось 2 часа, час, полчаса… Именно в такие моменты у них открывается «второе дыхание», приходят нестандартные идеи решить проблему. В целом, для творчества, это неплохо. Однако, чтобы дойти до уровня, когда другие будут терпеть ваши откладывания и ожидания цейтнота, нужно поучиться.

У меня были ученики, которые делали домашние в последний момент (это ведь видно по решениям). Иногда их решения – вполне оригинальны и индивидуальны. Но из-за небрежности были обидные ошибки, которые, к сожалению, не простит экзаменатор.

Как бороться? Разбить один дедлайн на 2 дедлайна. Например, выполнять и отправлять половину решенного ДЗ за 3 и за 1 день до урока.

И вообще, есть золотое правило: если дело можно сделать за 5 минут, не надо его откладывать на завтра.

Зачем нужно начинаться с 7 класса, если ученик в 10 классе...

... но у него огромные пробелы в знаниях математики?
Когда человек понимает, что может решить хотя бы элементарное, он уже не так боится математики. Тут уже объем понимания увеличивается как снежный ком: ), возникает эйфория и уверенность.

Полезные статьи