На жизненном пути ребенка возникают ситуации, когда его переводят из привычной школы в новую. В этой статье я остановлюсь на аспектах, связанных с математическим обучением при переходе.
Рассмотрим два вида переходов.
Если школьник не отставал в математике по российской программе, то в плане понимания западной математической программы у него проблем не будет. Вопросы могут возникнуть с терминологией. Она не буквальна. Если ученик, зная ответ на вопрос, будет переводить буквально математические термины на английский, то это может вызвать смех и непонимание. Вот немногие примеры:
Русская математика | Буквально | На самом деле |
---|---|---|
тупой угол | dull corner | obtuse angle |
проценты (во множественном числе) | percents (такого слова даже нет!))) | percentages |
дифференцирование сложной функции | complicated function differentiation | chain rule |
сумма геометрической прогрессии | sum of geometric progression | sum of a geometric series |
область определения функции (ОДЗ) | the region of definition of function | domain |
область значения функции | the region of meaning of function | range |
В этой ситуации могут взять в более младший класс. Не обязательно из-за математики. Если потери класса нет, то возможно сильное отставание по геометрии. Она у нас более абстрактна (много теории, задач на доказательство, выводы формул…). Кроме того, если ученик был в англоязычной школе с начальных классов, то русскоязычную терминологию придется осваивать «с нуля». Самые большие проблемы возникают, если ученик переводится в старший класс, и ему в ближайшие год-два необходимо сдать егэ. В этой ситуации необходимо использовать сильные стороны англо-американской программы (например, использование геометрических иллюстраций к текстовым задачам). Однако по моим наблюдениям, в посольских школах математика слабее, чем в среднестатистической российской школе.
Мне знаком случай, когда молодой человек, сдавший IGCSE на оценку "B" в Испании, вернулся в Москву. Его легко в взяли в 11 класс неплохой школы в центре. Проблем с подготовкой к ЕГЭ у него не было.