Переход из школы с российской системой образования в англоязычную и наоборот

Переход из школы с нашей системой образования в школу с западной системой.

На жизненном пути ребенка возникают ситуации, когда его переводят из привычной школы в новую. В этой статье я остановлюсь на аспектах, связанных с математическим обучением при переходе.

Рассмотрим два вида переходов.

Переход из российской школы в англоязычную (BIS, AAS, CIS и д.р.)

Если школьник не отставал в математике по российской программе, то в плане понимания западной математической программы у него проблем не будет. Вопросы могут возникнуть с терминологией. Она не буквальна. Если ученик, зная ответ на вопрос, будет переводить буквально математические термины на английский, то это может вызвать смех и непонимание. Вот немногие примеры:

Русская математика Буквально На самом деле
тупой угол dull corner obtuse angle
проценты (во множественном числе) percents (такого слова даже нет!))) percentages
дифференцирование сложной функции complicated function differentiation chain rule
сумма геометрической прогрессии sum of geometric progression sum of a geometric series
область определения функции (ОДЗ) the region of definition of function domain
область значения функции the region of meaning of function range

Из международной в русскоязычную

Это случается, например, при переезде в другую страну и переход международной школы в школу при посольстве России.

В этой ситуации могут взять в более младший класс. Не обязательно из-за математики. Если потери класса нет, то возможно сильное отставание по геометрии. Она у нас более абстрактна (много теории, задач на доказательство, выводы формул…). Кроме того, если ученик был в англоязычной школе с начальных классов, то русскоязычную терминологию придется осваивать «с нуля». Самые большие проблемы возникают, если ученик переводится в старший класс, и ему в ближайшие год-два необходимо сдать егэ. В этой ситуации необходимо использовать сильные стороны англо-американской программы (например, использование геометрических иллюстраций к текстовым задачам). Однако по моим наблюдениям, в посольских школах математика слабее, чем в среднестатистической российской школе.

Мне знаком случай, когда молодой человек, сдавший IGCSE на оценку "B" в Испании, вернулся в Москву. Его легко в взяли в 11 класс неплохой школы в центре. Проблем с подготовкой к ЕГЭ у него не было.